4 января — особый день в российском киберспорте. Ровно пять лет назад
на свет появилась первая в нашей стране профессиональная лига по
компьютерному спорту. Речь в данном материале пойдёт об НПКЛ
(Национальная Профессиональная Киберспортивная Лига). Подумать только,
пять лет стукнуло детищу Сергея Широкова.
С момента запуска
Национальная Профессиональная Киберспортивная Лига из энтузиаста
превратилась в одного из главных крейсеров отечественного течения,
владеющего самыми различными дивизионами: от любительских до
профессиональных. По сути, НПКЛ — это российский аналог ESL Pro Series,
с той лишь разницей, что внимание здесь уделяется исключительно
«своим». Посудите сами, открытые соревнования, шоу-турниры с участием
заморских звёзд, собственный киберспортивный центр в Москве. Чем хуже,
спрашивается?
А начиналось всё куда скромнее. Новаторская идея
созрела в голове господина Широкова в переломном для российского
киберспорта 2002 году, когда питерская команда M19 доказала, что
невозможное возможно, выиграв Чемпионат мира по версии WCG. И лишь два
года спустя идею с созданием профессиональной лиги удалось довести до
ума.
В первые дни января киберспортивные СМИ распространили
информацию, что 24 числа стартует дебютный сезон очень интересного
турнира, в названии которого тогда была загадочная ещё для многих
аббревиатура «НПКЛ». А уже в первый день весны наш портал объявил о
долгожданном сотрудничестве с НПКЛ, позже став генеральным партнёром
лиги.
Первое время открытые соревнования НПКЛ проводились в
помещении известного в тот период компьютерного клуба «VikaWEB», но
вскоре перекочевали в более современный игровой центр «4Game», и лига
перешла на новый этап совершенствования. Этому предшествовал громкий
анонс о старте первого регулярного чемпионата НПКЛ, который
неофициально принято называть Чемпионатом России по компьютерному
спорту.
Да, чуть не забыли. Наши коллеги основательно готовились
к переходу на новую ступень развития. В марте 2005 в московском
киноцентре «Кодак-Киномир» был проведён шоу-матч небывалого для
российского киберспорта уровня. В Россию пожаловал датский состав SK,
ставший в своё время наследником чемпионов мира «The_Titans», и
сразился с лучшей на тот момент российской командой «Virtus.pro».
Тот
поединок вызвал небывалый ажиотаж среди российского киберспортивного
комьюнити и впервые привлёк внимание телевизионных журналистов. Вклад
Национальной Профессиональной Киберспортивной Лиги в развитие
отечественного е-Спорта уже тогда считался огромным.
Но вернёмся
к первому сезону лиги. В погоню за солидным призовым фондом отправились
12 команд, в информационных сводках часто именуемых как
профессиональные киберспортивные клубы. Турнир проводился по следующей
формуле: в регулярном сезоне участники играли по круговой системе,
после чего определялась лучшая четвёрка, которой предстояло продолжить
борьбу в «финале четырёх».
Финалы первого сезона с блеском
выиграла команда Алексея Колесникова. Участниками финальных баталий
также стали Begrip Gaming, TRAP и Seven.pro. По завершении первого
сезона во всей России начался бум «мульти-гейминговых проектов».
Команды стремились в кратчайший срок переквалифицироваться в
профессиональные клубы и старались заручиться поддержкой всего самого
лучшего отечественного.
Второй сезон регулярного чемпионата
стартовал в декабре того же 2006 и прошёл по схожей схеме с дебютным
первенством. Гораздо больший интерес имел предшествовавший ему
пресс-релиз об открытии киберспортивной школы для геймеров.
По-настоящему соревнования эволюционировали в 2007. В первую очередь, в
качестве основной дисциплины был предложен Counter-Strike: Source (в ту
пору стремительно набиравший обороты в Соединённых Штатах Америки). Ещё
одной немаловажной деталью стало создание второго дивизиона.
Соответственно увеличилось и число участников, которых теперь можно
было насчитать целых 18. Наконец, переход на европейскую систему
«осень–весна».
Сегодня Национальная Профессиональная
Киберспортивная Лига не стоит на месте и находит всё новые и новые
способы двигаться дальше, в заданном направлении. Четвёртый сезон может
похвастать как командными, так и индивидуальными дисциплинами. Найдено
решение и в извечном споре любителей Counter-Strike 1.6 и
Counter-Strike: Source. Организаторы пошли на компромисс, и обе
дисицплины вошли в список официальных.
Неплохой способ познать
азы киберспорта найден и для всех студентов Российской Федерации. Для
них создана Студенческая Киберспортивная Лига, и что-то нам
подсказывает, что это далеко не последнее новаторство от Сергея
Широкова и его товарищей. В этой команде собраны настоящие
профессионалы!
Портал CyberFight.ru с огромным удовольствием
поздравляет организацию «НПКЛ» с пятым Днём Рождения и желает своим
коллегам продолжать совершенствоваться в выбранном направлении и дарить
российскому киберспорту всё больше и больше минут радости.